Психолог советует: Как помочь ребенку справиться со стрессом?
1.Проконтролируйте правильность организации занятий вашего ребенка. Обязательно нужно чередовать работу с отдыхом и не забывать награждать его за большую работу маленькими радостями жизни.
2.Питание. Подкармливайте мозги Вашего ребенка здоровой пищей! Имеет смысл несколько недель попить витамины.
3. Жизненно необходим полноценный сон. Помогите ребенку взять себе за правило ложиться и вставать в определенное время. Расслабиться перед сном ему помогут спокойная, негромкая музыка, легкий перекус, стакан молока, теплая ванна.
4. Обратите внимание на то, не слоняется ли Ваш ребенок без дела. Можно заняться спортом, танцами рисованием или, скажем, кулинарией. Все это – отличный способ расслабиться и почувствовать уверенность в себе. А заодно и снимет напряжение.
5. Подкрепляйте у своих детей уверенность в своих силах. Может, это звучит глупо, но вы должны все время говорить им, что они молодцы, что все могут, что справится лучше всех. Именно так психологически настраиваются перед соревнованиями спортсмены.
6. Помогите ребенку избежать паники. Нервничать перед экзаменом – это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как тогда вы не сможете мыслить ясно. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»
7. Позвольте ребенку не держать все в себе. Ища поддержки у друзей и родственников и делясь с ними своими проблемами, он тем самым значительно снижаете свою тревогу перед предстоящим экзаменом.
8. Вселяйте в ребенка уверенность в себя! Он бы не смог обучаться в этом классе и успешно закончить гимназию, если бы у него не было на то способностей. А это значит, что если он проведет достаточно времени за учебниками и подготовится к экзамену соответствующим образом, то он обязательно его сдаст без лишнего волнения и беспокойства. Помните: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется.
9. Подскажите ребенку смотреть на все в перспективе. Экзамены могут казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть.
10. Никогда не сравнивайте своего ребенка ни с кем! Это контрпродуктивно, потому что он – это он, со своими собственными сильными и слабыми сторонами, навыками и чертами характера. Не взваливайте на ребенка непосильную кладь – помогите ему сделать то, что он может!
11. Смешные и на первый взгляд нелепые «приметы» также способны помочь справиться с волнением. Ведь привычка одеваться во все новое, вкладывать в обувь монетки и сидеть вечером накануне экзамена на учебнике – не что иное, как способ настроиться на экзамен и убедить себя в том, что все будет хорошо. Поэтому учащемуся полезно вспомнить все, что ассоциируется с успешно сданными экзаменами, чтобы потом закрепить «хорошие приметы» в качестве своих собственных «ритуалов», которые станут сопровождать его на протяжении всех последующих испытаний. Ведь на выпускных экзаменах все не кончается, а, возможно, только начинается!
Психолог советует:
Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы.
Как часто однокашники завидуют отличнику: «Тебе, конечно, незачем волноваться, уж ты-то все знаешь!». Российские психологи провели интересный эксперимент. Они замеряли у школьников перед экзаменом различные физиологические параметры, на основании которых можно судить об эмоциональном состоянии человека (например, частоту пульса и уровень артериального давления), и обнаружили, что двоечники и отличники волнуются одинаково сильно.
Если результат экзамена важен для человека, то совсем избавиться от волнения невозможно.
Однако контролировать свои эмоции учащиеся вполне в состоянии
1. Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило (как уже говорилось), это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко.
Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета – вдох, на три – выдох.
Даже в самую жаркую погоду школьнику пригодится свитер или кофта, чтобы при необходимости справиться с ознобом.
Физический комфорт способствует тому, что у самого нервного ученика состояние паники сменится всего-навсего легким мандражом.
2. Некоторые учащиеся перед экзаменом проявляют свое чувство страха несколько утрированно: «Ой, как я боюсь, как мне плохо! Я точно провалюсь, потому что ничего не знаю!»
Тем самым они провоцируют возникновение тех же эмоций у окружающих, ведь «бояться» вместе гораздо легче.
Другое дело, что на некоторых людей «коллективный» страх оказывает парализующее воздействие, поэтому им лучше переживать в одиночку: отойти в сторонку, побродить по коридору, посмотреть в окно.
Накануне экзамена школьнику следует подумать над тем, нужна ли ему «группа поддержки» в лице родителей или друзей, готов ли он разделить свое волнение с «коллегами» или ему комфортнее справляться с переживаниями самостоятельно.
3. Внимание! Если сильный мандраж возникает за несколько дней или даже недель до экзамена, имеет смысл подготовить свою нервную систему к предстоящему испытанию с помощью легких успокоительных препаратов растительного происхождения.
Но ни в коем случае нельзя принимать седативные лекарственные средства в день экзамена.
Во-первых, в состоянии абсолютного спокойствия ученик лишен достаточной мотивации для достижения успеха – до предельного уровня тревога как бы подстегивает человека.
Во-вторых, под действием успокоительных средств школьник не сможет как следует сосредоточиться.
4. Смешные и на первый взгляд нелепые «приметы» также способны помочь справиться с волнением.
Ведь привычка одеваться во все новое, вкладывать в обувь монетки и сидеть вечером накануне экзамена на учебнике – не что иное, как способ настроиться на экзамен и убедить себя в том, что все будет хорошо. Поэтому учащемуся полезно вспомнить все, что ассоциируется с успешно сданными экзаменами, чтобы потом закрепить «хорошие приметы» в качестве своих собственных «ритуалов», которые станут сопровождать его на протяжении всех последующих испытаний. Ведь на выпускных экзаменах все не кончается, а, возможно, только начинается...
Как помочь ребенку справиться со стрессом?
1.Проконтролируйте правильность организации занятий вашего ребенка. Обязательно нужно чередовать работу с отдыхом и не забывать награждать его за большую работу маленькими радостями жизни.
2.Питание. Подкармливайте мозги Вашего ребенка здоровой пищей! Имеет смысл несколько недель попить витамины.
3. Жизненно необходим полноценный сон. Помогите ребенку взять себе за правило ложиться и вставать в определенное время. Расслабиться перед сном ему помогут спокойная, негромкая музыка, легкий перекус, стакан молока, теплая ванна.
4. Обратите внимание на то, не слоняется ли Ваш ребенок без дела. Можно заняться спортом, танцами рисованием или, скажем, кулинарией. Все это – отличный способ расслабиться и почувствовать уверенность в себе. А заодно и снимет напряжение.
5. Подкрепляйте у своих детей уверенность в своих силах. Может, это звучит глупо, но вы должны все время говорить им, что они молодцы, что все могут, что справится лучше всех. Именно так психологически настраиваются перед соревнованиями спортсмены.
6. Помогите ребенку избежать паники. Нервничать перед экзаменом – это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как тогда вы не сможете мыслить ясно. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»
7. Позвольте ребенку не держать все в себе. Ища поддержки у друзей и родственников и делясь с ними своими проблемами, он тем самым значительно снижаете свою тревогу перед предстоящим экзаменом.
8. Вселяйте в ребенка уверенность в себя! Он бы не смог обучаться в этом классе и успешно закончить гимназию, если бы у него не было на то способностей. А это значит, что если он проведет достаточно времени за учебниками и подготовится к экзамену соответствующим образом, то он обязательно его сдаст без лишнего волнения и беспокойства. Помните: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется.
9. Подскажите ребенку смотреть на все в перспективе. Экзамены могут казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть.
10. Никогда не сравнивайте своего ребенка ни с кем! Это контрпродуктивно, потому что он – это он, со своими собственными сильными и слабыми сторонами, навыками и чертами характера. Не взваливайте на ребенка непосильную кладь – помогите ему сделать то, что он может!
11. Смешные и на первый взгляд нелепые «приметы» также способны помочь справиться с волнением. Ведь привычка одеваться во все новое, вкладывать в обувь монетки и сидеть вечером накануне экзамена на учебнике – не что иное, как способ настроиться на экзамен и убедить себя в том, что все будет хорошо. Поэтому учащемуся полезно вспомнить все, что ассоциируется с успешно сданными экзаменами, чтобы потом закрепить «хорошие приметы» в качестве своих собственных «ритуалов», которые станут сопровождать его на протяжении всех последующих испытаний. Ведь на выпускных экзаменах все не кончается, а, возможно, только начинается!
Как справиться с волнением?
Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.
Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат.
В-третьих, если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите самому себе Стоп!
В-четвертых, если экзамены действительно заставляют Вас чувствовать себя нездоровым, беспокоят или угнетают Вас, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Если вы подвержены экзаменационному стрессу, очень важно помнить, что вы не одиноки. Вокруг вас люди, которые вам обязательно помогут. Это может быть ваш друг или учитель, психолог. Иногда, чтобы избавиться от опасения, достаточно поделиться им с другом или с учителем.
Как бороться с волнением?
Если избавиться от волнения не удается, то вместо бегства можно включиться в борьбу. Можно использовать следующие приемы самонастройки и аутотренинга.
• Прием «лобовой атаки». Подобрать фразу, в которой выражаете свое отношение к экзамену, произносить с чувством, многократно, пока чувство не ослабнет
• Создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется волнение, приказным тоном произносите: «Стоп» или «Спокойно».
• Неоднократно на протяжении дня произносить слова, которые вызывают у Вас тревогу: «экзамен», «билет» Использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.
• Представьте экзамен в воображении, многократно проиграйте модель желательного поведения. Так можно снизить силу переживаний и уровень тревоги.
• Мысленное перевоплощение в человека, который имеет все желательные для вас качества.
•Постараться реагировать безразлично на ситуацию, оценивая ее, анализируя, как просто интересное явление.
• Вспомнив очень тяжелую ситуацию из жизни других людей, можно осознать, что собственные трудности не такие тягостны.
• Можно перед экзаменом успокаивать свою подругу, или друга. Тем самым, Вы сами станете более спокойны.
• Коллаж» Подберите картинку из журнала, или сделайте сами коллаж из вырезок про успех на экзамене. Повесьте на самое видное место!
Как управлять своими эмоциями?
В напряженных ситуациях можно испытывать разные эмоциональные переживания, иногда эмоции настолько захватывают человека, что начинают мешать ему в жизни. Как можно эффективно управлять своим эмоциональным состоянием?
В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Поэтому, если загрузить мозг какой-то мыслительной деятельностью, то эмоциональное напряжение уменьшится.
• Старайтесь быть позитивными. Хорошо работает фраза – «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо.
• Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать спокойную музыку.
• Если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте беспокойство для какого-то творческого дела.
• Хорошо помогает физическая нагрузка: бег, гимнастика, плавание, прогулки на свежем воздухе
• Сделайте что- то для других: - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.
• Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства - мы можем ими управлять, изменять, дополнять.
• Постарайтесь выговориться. Лучше всего - со специалистом или самым близким человеком.
• Примите душ или ванну. Вода помогает снять напряжение.
Вот ЧТО поможет справиться со стрессом!!!
Кислород. Скажите ребенку, чтобы в стрессовой ситуации он старался глубоко и медленно дышать. К парализованному стрессом мозгу вместе с кислородом поступит и сигнал: «Раз дыхание спокойное, значит - опасность миновала.
Можно вернуться к нормальной работе». Мозг начнет работать в обычном режиме, и ответ на вопрос быстро найдется.
Вода. Организм, находящийся в состоянии стресса, очень нуждается в воде, а на ее нехватку быстро отреагирует и начнет работать в медленном режиме. Чтобы избежать обезвоживания, за несколько недель до экзамена подросток должен выпивать на один литр жидкости в день больше, чем обычно (как во время занятий спортом или в очень жаркие дни). И тогда организм ребенка легче перенесет стресс. Позаботьтесь о том, чтобы и на экзамен он взял с собой бутылку воды. Однако этот вопрос следует заранее обсудить с учителем — во многих школах во время экзаменов запрещено приносить с собой еду и напитки.
Сахар. Борьба со стрессом поглощает все запасы энергии. Поэтому шоколадный батончик или пакетик конфет должны быть всегда под рукой. В них содержатся простые сахара, которые отлично питают мозг при сильной нагрузке. Поможет также жевательная резинка, содержащая сахар. Кроме того, жевательные движения расслабят челюстно-лицевые мышцы, которые в стрессовой ситуации непроизвольно напрягаются, из-за чего может возникнуть сильная головная боль.
ЕСЛИ ЗАВТРА У РЕБЕНКА ЭКЗАМЕН
Как наиболее рационально подготовить свое чадо к испытаниям, чтобы избежать стрессов, переутомлений?
Вот несложные правила, следуя которым вы сможете значительно облегчить ситуацию:
• не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов - это отрицательно скажется на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей
• накануне экзамена обеспечьте своему ученику полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться
• повышайте уверенность ребенка в себе, так как чем больше он боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибки
• наблюдайте за самочувствием своего чада: никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением
• обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал
• обратите внимание на питание: во время интенсивного умственного напряжения необходимы питательная, разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов
• повторите вместе с ребёнком материал по учебным пособиям
Вот ЧТО поможет справиться со стрессом!!!
Кислород. Скажите ребенку, чтобы в стрессовой ситуации он старался глубоко и медленно дышать. К парализованному стрессом мозгу вместе с кислородом поступит и сигнал: «Раз дыхание спокойное, значит - опасность миновала.
Можно вернуться к нормальной работе». Мозг начнет работать в обычном режиме, и ответ на вопрос быстро найдется.
Вода. Организм, находящийся в состоянии стресса, очень нуждается в воде, а на ее нехватку быстро отреагирует и начнет работать в медленном режиме. Чтобы избежать обезвоживания, за несколько недель до экзамена подросток должен выпивать на один литр жидкости в день больше, чем обычно (как во время занятий спортом или в очень жаркие дни). И тогда организм ребенка легче перенесет стресс. Позаботьтесь о том, чтобы и на экзамен он взял с собой бутылку воды. Однако этот вопрос следует заранее обсудить с учителем — во многих школах во время экзаменов запрещено приносить с собой еду и напитки.
Сахар. Борьба со стрессом поглощает все запасы энергии. Поэтому шоколадный батончик или пакетик конфет должны быть всегда под рукой. В них содержатся простые сахара, которые отлично питают мозг при сильной нагрузке. Поможет также жевательная резинка, содержащая сахар. Кроме того, жевательные движения расслабят челюстно-лицевые мышцы, которые в стрессовой ситуации непроизвольно напрягаются, из-за чего может возникнуть сильная головная боль.
Как уберечь ребенка от сексуального насилия!
Советы родителям
Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.
Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.
ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.
Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
«Ребенок идет е первый класс»
Психологическая поддержка во время школьного обучения — проблема важная и большая. Мы много говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному этапу жизни их ребенка.
Главная забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего интересного»,
— отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.
Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.
Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.
Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.
Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.
С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.
Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей — испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.
Хорошо, если ребенок в трудный первый год учёбы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.
Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.
Итак, ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия.
Памятка для родителей
В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.
Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
ПРАВИЛО 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую- то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6—7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, то у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
ПРАВИЛО 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, при выполнении заданий, которые предлагают родители через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.
ПРАВИЛО 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
ПРАВИЛО 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто- то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте и не ругайте его. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ ПРАВИЛ
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
- Признавайте права ребенка на ошибки.
- Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Памятка для родителей
«Первые проблемы подросткового возраста»
1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.
8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.