Профилактика конфликтов в молодёжной среде
Современный мир сложен и многообразен. Мы ежедневно получаем множество вызовов и вынуждены быстро на них реагировать, принимать определенные решения, что часто взрослым дается непросто, подросткам приходится еще труднее. Этот период жизни очень важен с точки зрения формирования личности, подростки переживают кризис, у них повышена эмоциональная чувствительность и зависимость от многих факторов.
Конфликтность подросткового возраста кроется не только в особом периоде становления личности, но и в особенностях взаимодействия с окружающим миром. Неудачно сказанное слово, неверно выбранная интонация, неловкая шутка, категоричность высказывания могут стать источником не только недопонимания, но и привести к конфликту, проявлению агрессии, жестокости. Конфликты в подростковой среде часто основаны на импульсивности, негативных эмоциях, неприязни. Чрезвычайно важно в этот период жизни человека совершенствовать коммуникативные навыки.
Подростки XXI-го века, с одной стороны, такие же, как и их сверстники 30, 40, 50 лет назад, но есть и существенное различие. Современные подростки родились в эпоху существования интернета, мессенджеров, социальных сетей, они родились в то время, когда поток информации захлестнул человечество с большой скоростью. И если взрослые учатся ориентироваться в этом потоке, учатся правильному поиску информации, ее критическому осмыслению в осознанном возрасте, то современные подростки жизни без интернета не знают. Им приходится одновременно учиться жить в современном мире как виртуальном, так и реальном. На сегодняшний день часто подросткам гораздо комфортнее в виртуальном мире, в котором эмоции можно выразить смайлом или эмодзи, где для общения иногда хватает нескольких емких слов. То есть, парадигма общения современных подростков меняется, проводя больше времени в интернет пространстве, они теряют те коммуникативные навыки, которые необходимы для реальной жизни. Молодым юношам и девушкам трудно распознавать собственные чувства и эмоции, эмоции окружающих людей. Специфика общения в интернет пространстве трансформирует коммуникации современного подростка, они переносят особенности виртуального общения в реальную жизнь: легко идут на конфликт, не чувствуя ответственности за слова и поступки, отсутствует вариативность в общении, присутствует стереотипность поведения.
Конфликт в подростковой среде связан со стремлением отстоять свое положение, свою позицию. Возникновению конфликта способствуют также информационные перегрузки, плохая обратная связь, искажение сообщений.
Появлению конфликтов в подростковом возрасте способствуют новообразования:
повышенная возбудимость, частая смена настроения (плаксивость, агрессивность, негативизм, апатия);
чувство взрослости – потребность подростка в отношении к себе как к взрослому;
склонность к рефлексии (как правило, самопознание происходит за счет сравнения себя с другими людьми, из-за чего нередко возможно развитие кризиса);
развитие волевых качеств;
интерес к противоположному полу и начало романтических отношений.
Конфликт в широком смысле – это столкновение сторон, мнений, сил.
Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен.
Обсуждая причины возникновения того или иного конфликта, подростки эмоционально говорят о поведении сторон, о том, кто и что сказал, с какой интонацией. Фраза «вначале было слово» лучше всего иллюстрирует причины многих конфликтов в подростковой среде.
Основные конфликты в подростковой среде можно разделить на три большие группы:
конфликты между сверстниками (подросток-подросток), конфликты между родителями и подростками (подросток-родитель), конфликты между подростком и учителями (подросток-учитель).
Выделяют следующие виды конфликтов подростков с родителями:
1. Конфликт неустойчивости родительского отношения;
2. Конфликт сверхопеки;
3. Конфликт из-за нарушения прав на самостоятельность;
4. Конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Подростков волнуют проблемы нравственных норм, ценностей, поиск смысла жизни. Эти переживания довольно часто непонятны взрослыми подросток чувствует одиночество. Жалоба на взаимоотношения с родителями часто звучит как «они меня не понимают».
Конфликты между подростком и учителем чаще всего возникают из-за несоблюдения дисциплины подростком. Поскольку это возраст активного самоопределения и взросления, подростки пытаются вести себя с учителями как равный с равным. Они могут оспаривать авторитет учителя либо его компетентность. Различные формы протеста или отказа выполнять общественные поручения рождают конфликтные ситуации, в которых чрезвычайно важна стратегия поведения педагога. Также причинами конфликтов между учителем и подростком может стать успеваемость, неуважение к учителю. Часто к учителям подростки относятся как к родителям, поэтому позволяют себе спорить, не соглашаться с оценками, оценивают моральные качества и профессионализм учителя.
Еще одна группа конфликтов – это «подросток-подросток». В этом возрасте чрезвычайно важен статус в коллективе, а также это период появления первой влюбленности. Поэтому в подростковой среде часто идет борьба за лидерство, что проявляется как борьба за внимание противоположного пола (что прежде было более характерно для мальчиков, на сегодняшний день в такую борьбу активно вступают и девочки), борьба за статус в неформальной группе либо за расположение взрослых (это может быть учитель, тренер либо другой авторитетный в подростковой среде взрослый человек)
Основные типы и причины конфликтов у подростков:
1. Внутриличностный конфликт, который возникает при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, отношениями со сверстниками, учебой, недостаточной уверенностью в себе и близких людях.
2. Межличностный конфликт. Поскольку подростки находятся в стадии формирования личностных качеств, то и различия друг друга воспринимаются остро, что приводит к конфликтам (например, конфликтуют приверженцы различных молодежных субкультур, конфликтуют жители соседних районов, болельщики различных команд и т.д.)
3. Конфликт между личностью и группой – личность занимает позицию, отличную от позиции группы. Существует современное выражение «Против кого дружим?», оно характерно для школьного коллектива, когда коллективу противостоит один человек.
4. Групповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.
Конфликт – часть жизни, поэтому профилактика конфликта – объективная необходимость. Профилактику конфликтов направлена на недопущение их возникновения.
Для профилактики конфликтов в подростковой среде необходимо совершенствовать коммуникативные навыки, формировать отношения взаимопонимания, эмоциональный интеллект.
Приоритетными методами развития навыков бесконфликтного общения, навыков эффективного общения у подростков являются активные методы обучения. Они позволяют обучать подростков в игровой форме, в условиях, приближенных к реальным, позволяют обучать на практике.