План
мероприятий по реализации республиканского проекта «Родительский университет»
в ГУО «Средняя школа №1 г.Житковичи имени Г.Н.Туровца»
в 2024/2025 учебном году
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
¾ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
¾ формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
¾ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
¾ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ п/п |
Тема занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
1-е классы |
|||
1.1. |
Адаптация учащихся в 1-м классе. - Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. - Причины социально-психологической дезадаптации. - Помощь ребенку в адаптации к школе. |
Сентябрь |
лекция/ практикум/ вебинар |
Классные руководители Педагог-психолог |
1.2. |
Режим дня школьника. - Соблюдение санитарно-гигиенических норм. - Организация режима дня школьника. - Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
Ноябрь |
беседа/ практикум/ мастер-класс |
Классные руководители Медицинский работник |
1.3. |
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. - Ценности, традиции и обычаи семьи. - Значение примера родителей в воспитании ребенка. - Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться. |
январь |
круглый стол/ дискуссия/ форум |
Классные руководители |
1.4. |
Положительные эмоции в жизни школьника. - Эмоции в нашей жизни. - Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. - Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка. |
апрель |
Семинар-практикум/ психологический тренинг |
Классные руководители Педагог-психолог |
2. |
2-е классы |
|||
2.1. |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. - Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. - Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. - Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка. |
Октябрь |
Беседа/ семинар-практикум /вебинар |
Классные руководители |
2.2. |
Главные правила здорового образа жизни. - Здоровье школьника и его успехи в учёбе. - Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. - Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. - Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
Декабрь |
Круглый стол/ семинар-практикум / вебинар |
Классные руководители медицинский работник |
2.3. |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. - Семейное благополучие и семейное неблагополучие. - Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. - Семьи со скрытой формой неблагополучия. - Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка. |
Февраль |
Лекция/ семинар-практикум /психологический тренинг |
Классные руководители Педагог-психолог, педагог социальный |
2.4. |
Трудовое воспитание детей в семье. - Воспитание в труде. - Роль семьи в развитии работоспособности ученика. - Как научить современного ребенка трудиться |
Май |
Круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс |
Классные руководители |
3. |
3-е классы |
|||
3.1. |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка. - Отметка и оценка знаний учащихся. - Критерии оценки. - Влияние оценки на самооценку учащихся. - Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям. |
Сентябрь |
Беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
Классные руководители |
3.2. |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников. - Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. - Особенности межличностного общения. - Самооценка младших школьников. |
Декабрь |
Лекция/ семинар-практикум / мастер-класс |
Классные руководители Педагог-психолог |
3.3. |
Здоровая семья – здоровый ребенок. - Формирование умений инавыков здорового образа жизни. - Спорт в жизни родителей и детей. - Основные правила здорового образа жизни. |
Январь |
Беседа/ дискуссия/ практикум |
Классные руководители Педагог социальный Медицинский работник |
3.4. |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. - Сущность семейного общения. - Семья как система межличностных взаимодействий. - Общение как процесс взаимовлияния. - Особенности семейного общения. - Культура семейного общения. - Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. - Навыки эффективной коммуникации. - Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви. |
Апрель |
Семинар-практикум/психологический тренинг |
Классные руководители Педагог-психолог, педагог социальный |
4. |
4-е классы |
|||
4.1. |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. - Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. - Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. - Личностные особенности младших школьников |
сентябрь |
лекция/ вебинар |
Классные руководители Педагог-психолог, медицинский работник |
4.2. |
Как научить своего ребенка жить в мире людей. - Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. - Формирование правил поведения и хороших манер. - Культура личности: культура внешности, общения, речи. - Эффективное общение: основные составляющие |
Декабрь |
Круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
Классные руководители педагог социальный |
4.3. |
Ребенок и компьютер. - Компьютер дома: польза или вред? - Компьютерные игры. - Влияние компьютера на организм и личность ребенка. - Плюсы и минусы использования компьютера школьником. - Как правильно организовать работу школьника за компьютером. - Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером. |
Февраль |
Конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
Классные руководители Педагог-психолог |
4.4. |
Книги в жизни школьника. - Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. - Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
Май |
Круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
Классные руководители |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
5. |
5-е классы |
|||
5.1. |
Адаптация ребенка в новом коллективе. - Формирование нового учебного коллектива 5 класса. - Адаптация ребенка в новой среде. - Трудности адаптации пятиклассников к школе. |
Сентябрь |
Семинар-практикум / вебинар |
Классные руководители педагог-психолог, медицинский работник |
5.2. |
Ребенок среди сверстников. - Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. - Потребности ребенка в признании и самореализации. - Проблемы лидерства. - Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. - Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками. |
Ноябрь |
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум |
Классные руководители педагог-психолог, педагог социальный |
5.3. |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. - Особенности младшего подросткового возраста - Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков - Общение подростков со сверстниками и взрослыми - Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
лекция/беседа/ вебинар |
Классные руководители педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
5.4. |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье - Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками - Почему не работают привычные методы воспитания - Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
Классные руководители , педагог социальный |
6. |
6-е классы |
|||
6.1. |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка -Нравственные и культурные ценности семьи. - Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. - Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. - Типы семейного воспитания и их характеристика. - Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. - Проблемы нравственного воспитания детей в семье. - Нравственные традиции и обычаи. - Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный, Классные руководители |
6.2. |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. - Отклоняющееся поведение подростков. - Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). - Причины зависимого поведения. - Профилактика зависимостей в подростковой среде. - Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум / вебинар/ психологический тренинг |
педагог-психолог, Классные руководители |
6.3. |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. - Виртуальная реальность: возможности и опасности. - Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. - Профилактика интернет-рисков. - Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум / мастер-класс |
педагог-психолог, Классные руководители |
6.4. |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. - Правила безопасного поведения летом. - Опасности свободного времяпровождения подростков. - Оказание первой медицинской помощи. - Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
конференция/ семинар-практикум / вебинар |
Классные руководители педагог социальный, медицинский работник |
7. |
7-е классы |
|||
7.1. |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. - Возрастные особенности 13-14- летних подростков. - Специфика развития внимания, памяти, мышления. - Половое созревание. - Здоровье школьника и его успехи в учѐбе |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
Классные руководители педагог-психолог, медицинский работник |
7.2. |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. - Противоправное поведение несовершеннолетних. - Факторы и причины правонарушений. - Подростки «группы риска» |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ вебинар |
Классные руководители педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
7.3. |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста - Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. - Психологический климат в семье. - Родительский авторитет. - Как его приобрести и как не потерять. - Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум /психологический тренинг |
Классные руководители педагог социальный, педагог-психолог |
7.4. |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. - Отношение подростков к обучению. - Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. - Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. - Как заинтересовать подростка обучением? - Мотивация на успех |
апрель |
беседа/ семинар-практикум /психологический тренинг |
Классные руководители, педагог-психолог |
8. |
8-е классы |
|||
8.1. |
Тема 1. Жизненные цели подростков. - Цели подросткового периода. - Постановка целей и их достижение. - Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
Классные руководители педагог-психолог, педагог социальный |
8.2. |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. - Насилие и безопасность наших детей. - Виды насилия. - Анализ проблемных ситуаций. - Профилактика основных рисков. - Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
конференция/ форум/ семинар-практикум /психологический тренинг |
Классные руководители педагог-психолог педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних (по согласованию) |
8.3. |
Тема 3. Осторожно: суицид. - Суицид среди несовершеннолетних. - Виды и причины. - Мотивы суицидального поведения у подростков. - Индикаторы суицидального риска. - Профилактика суицидального поведения |
март |
беседа/ семинар-практикум / вебинар |
Классные руководители Педагог-психолог, педагог социальный |
8.4. |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. - Понятие «конфликт». - Супружеские ссоры и конфликты. - Развод как психотравмирующий фактор. - Последствия развода для супругов и детей. - Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. - Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. - Школьные конфликты. - Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
круглый стол/ конференция/ семинар-практикум психологический тренинг |
Классные руководители Педагог-психолог, социальный педагог |
9. |
9-е классы |
|||
9.1. |
Тема 1. Портрет современного подростка. - Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. - Ключевые переживания возраста. - Личностные особенности и особенности общения. - Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция/ конференция/ вебинар |
педагог-психолог, классные руководители, медицинский работник |
9.2. |
Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия. - Формы агрессивного поведения подростков. - Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. - Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. - Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
беседа/ семинар-практикум / вебинар |
Классные руководители педагог-психолог, педагог социальный |
9.3. |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. - Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. - Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. - Профилактика вредных привычек |
февраль |
лекция/ беседа/ семинар-практикум |
педагог-психолог, классные руководители, педагог социальный |
9.4. |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? - Профессиональные намерения и возможности учащихся. - Влияние семьи на выбор профессии подростком. - Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? - Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
конференция/ форум/ семинар-практикум / вебинар |
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
10. |
10-е классы |
|||
10.1. |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. - Факторы риска для здоровья современной молодежи. - Проблема здорового питания. - Увлечение диетами. - Гиподинамия – проблема современных молодых людей. - Стресс и его влияние на здоровье. - Вредные привычки. - Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. - Режим дня |
сентябрь |
лекция/ беседа/ семинар-практикум вебинар |
Классные руководители педагог социальный, медицинский работник |
10.2. |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. - Особенности юношеской любви. - Культура поведения влюбленных. - Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
ноябрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс |
Классные руководители педагог-психолог, медицинский работник |
10.3. |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. - Репродуктивное здоровье юношей и девушек. - Факторы риска для репродуктивного здоровья. - Условия сохранения репродуктивного здоровья. - Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. - Рискованное поведение молодежи. - Незапланированная беременность и аборт. - Профилактика ЗППП. - Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. - Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
февраль |
беседа/ круглый стол/ вебинар |
Классные руководители Педагог-психолог, педагог социальный |
10.4. |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? - Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. - Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
апрель |
круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг/ вебинар |
классные руководители, педагог-психолог |
11. |
11-е классы |
|||
11.1. |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? - Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. - Факторы, влияющие на выбор профессии. - Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. - Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. - Профессиональные династии. - Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
октябрь |
Семинар-практикум / форум/ вебинар |
педагог-психолог, классные руководители |
11.2. |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? - Зависимое поведение, его причины, факторы риска. - Формирование зависимости. - Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. - Интернет зависимость. - Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
декабрь |
конференция/ беседа/ практикум |
Классные руководители педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
11.3. |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. - Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. - Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. - Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. - Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
педагог социальный, классные руководители |
11.4. |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? - Профилактика экзаменационного стресса. - Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. - Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). - Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. - Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей |
май |
семинар-практикум / мастер-класс/ психологический тренинг |
классные руководители, педагог-психолог, медицинский работник |