Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Планы родительского университета

Дата: 24 ноября 2021 в 14:04, Обновлено 16 октября в 20:48
Автор: Янович Н. М.

План

мероприятий по реализации республиканского проекта «Родительский университет»

в ГУО «Средняя школа №1 г.Житковичи имени Г.Н.Туровца»

в 2024/2025 учебном году

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

¾ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

¾ формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

¾ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

¾ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

№ п/п

Тема занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1.

1-е классы

1.1.

Адаптация учащихся в 1-м классе.

- Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе.

 - Причины социально-психологической дезадаптации.

 - Помощь ребенку в адаптации к школе.

Сентябрь

лекция/

практикум/ вебинар

Классные руководители

Педагог-психолог

1.2.

Режим дня школьника.

- Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

 - Организация режима дня школьника.

 - Воспитание самостоятельности и организованности у

первоклассника.

Ноябрь

беседа/ практикум/ мастер-класс

Классные руководители

Медицинский работник

1.3.

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

- Ценности, традиции и обычаи семьи.

 - Значение примера родителей в воспитании ребенка.

 - Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться.

январь

круглый стол/ дискуссия/ форум

Классные руководители

1.4.

Положительные эмоции в жизни школьника.

- Эмоции в нашей жизни.

 - Значение эмоционально-чувственной сферы для

формирования полноценной личности.

 - Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка.

апрель

Семинар-практикум/ психологический тренинг

Классные руководители

Педагог-психолог

2.

2-е классы

2.1.

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

 - Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка.

 - Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников.

- Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка.

Октябрь

Беседа/ семинар-практикум /вебинар

Классные руководители

2.2.

Главные правила здорового образа жизни.

- Здоровье школьника и его успехи в учёбе.

 - Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов.

- Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции.

- Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

Декабрь

Круглый стол/ семинар-практикум / вебинар

Классные руководители

медицинский работник

2.3.

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

 - Семейное благополучие и семейное неблагополучие.

 - Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия.

 - Семьи со скрытой формой неблагополучия.

 - Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка.

Февраль

Лекция/ семинар-практикум /психологический тренинг

Классные руководители

Педагог-психолог, педагог социальный

2.4.

Трудовое воспитание детей в семье.

 - Воспитание в труде.

 - Роль семьи в развитии работоспособности ученика.

 - Как научить современного ребенка трудиться

Май

Круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс

Классные руководители

3.

3-е классы

3.1.

Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

 - Отметка и оценка знаний учащихся.

 - Критерии оценки.

 - Влияние оценки на самооценку учащихся.

 - Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям.

Сентябрь

Беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Классные руководители

3.2.

Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

 - Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников.

 - Особенности межличностного общения.

 - Самооценка младших школьников.

Декабрь

Лекция/ семинар-практикум / мастер-класс

Классные руководители

Педагог-психолог

3.3.

Здоровая семья – здоровый ребенок.

 - Формирование умений инавыков здорового образа жизни.

 - Спорт в жизни родителей и детей.

 - Основные правила здорового образа жизни.

Январь

Беседа/ дискуссия/ практикум

Классные руководители

Педагог социальный Медицинский работник

3.4.

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

 - Сущность семейного общения.

 - Семья как система межличностных взаимодействий.

 - Общение как процесс взаимовлияния.

 - Особенности семейного общения.

 - Культура семейного общения.

 - Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие.

 - Навыки эффективной коммуникации.

 - Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

Апрель

Семинар-практикум/психологический тренинг

Классные руководители

Педагог-психолог, педагог социальный

4.

4-е классы

4.1.

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

 - Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

 - Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

 - Личностные особенности младших школьников

сентябрь

лекция/ вебинар

Классные руководители

Педагог-психолог, медицинский работник

4.2.

Как научить своего ребенка жить в мире людей.

 - Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся.

 - Формирование правил поведения и хороших манер.

 - Культура личности: культура внешности, общения, речи.

 - Эффективное общение: основные составляющие

Декабрь

Круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

Классные руководители

 педагог социальный

4.3.

Ребенок и компьютер.

 - Компьютер дома: польза или вред?

 - Компьютерные игры.

 - Влияние компьютера на организм и личность ребенка.

 - Плюсы и минусы использования компьютера школьником.

 - Как правильно организовать работу школьника за компьютером.

 - Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером.

Февраль

Конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

Классные руководители

Педагог-психолог

4.4.

Книги в жизни школьника.

 - Отношение ребенка к учебной и художественной литературе.

 - Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Май

Круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Классные руководители

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

5.

5-е классы

5.1.

Адаптация ребенка в новом коллективе.

 - Формирование нового учебного коллектива 5 класса.

 - Адаптация ребенка в новой среде.

 - Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Сентябрь

Семинар-практикум / вебинар

Классные руководители

педагог-психолог, медицинский работник

5.2.

Ребенок среди сверстников.

 - Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника.

 - Потребности ребенка в признании и самореализации.

 - Проблемы лидерства.

 - Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни.

 - Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками.

Ноябрь

круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

Классные руководители

педагог-психолог, педагог социальный

5.3.

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

- Особенности младшего подросткового возраста

 - Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков

- Общение подростков со сверстниками и взрослыми

- Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

лекция/беседа/ вебинар

Классные руководители

педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник

5.4.

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье

- Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками

-  Почему не работают привычные методы воспитания

-  Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Классные руководители

, педагог социальный

6.

6-е классы

6.1.

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка

-Нравственные и культурные ценности семьи.

- Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье.

-  Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье.

- Типы семейного воспитания и их характеристика.

- Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

- Проблемы нравственного воспитания детей в семье.

- Нравственные традиции и обычаи.

- Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный, Классные руководители

6.2.

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

- Отклоняющееся поведение подростков.

- Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.).

-  Причины зависимого поведения.

-  Профилактика зависимостей в подростковой среде.

- Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум / вебинар/ психологический тренинг

педагог-психолог, Классные руководители

6.3.

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

- Виртуальная реальность: возможности и опасности.

- Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков.

- Профилактика интернет-рисков.

- Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум / мастер-класс

педагог-психолог, Классные руководители

6.4.

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

- Правила безопасного поведения летом.

- Опасности свободного времяпровождения подростков.

- Оказание первой медицинской помощи.

- Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

конференция/ семинар-практикум / вебинар

Классные руководители

педагог социальный, медицинский работник

7.

7-е классы

7.1.

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

- Возрастные особенности 13-14- летних подростков.

- Специфика развития внимания, памяти, мышления.

- Половое созревание.

- Здоровье школьника и его успехи в учѐбе

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Классные руководители

педагог-психолог, медицинский работник

7.2.

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

- Противоправное поведение несовершеннолетних.

- Факторы и причины правонарушений.

- Подростки «группы риска»

ноябрь

круглый стол/ беседа/ вебинар

Классные руководители

педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних

7.3.

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

- Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов.

- Психологический климат в семье.

- Родительский авторитет.

- Как его приобрести и как не потерять.

- Правила взаимодействия с подростком

февраль

конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум /психологический тренинг

Классные руководители

педагог социальный, педагог-психолог

7.4.

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

- Отношение подростков к обучению.

- Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать.

- Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте.

- Как заинтересовать подростка обучением?

- Мотивация на успех

апрель

беседа/ семинар-практикум /психологический тренинг

Классные руководители, педагог-психолог

8.

8-е классы

8.1.

Тема 1. Жизненные цели подростков.

- Цели подросткового периода.

- Постановка целей и их достижение.

- Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Классные руководители

педагог-психолог, педагог социальный

8.2.

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

- Насилие и безопасность наших детей.

- Виды насилия.

- Анализ проблемных ситуаций.

- Профилактика основных рисков.

- Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

конференция/ форум/ семинар-практикум /психологический тренинг

Классные руководители

педагог-психолог педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних (по согласованию)

8.3.

Тема 3. Осторожно: суицид.

- Суицид среди несовершеннолетних.

- Виды и причины.

- Мотивы суицидального поведения у подростков.

- Индикаторы суицидального риска.

- Профилактика суицидального поведения

март

беседа/ семинар-практикум / вебинар

Классные руководители

Педагог-психолог, педагог социальный

8.4.

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

- Понятие «конфликт».

- Супружеские ссоры и конфликты.

- Развод как психотравмирующий фактор.

- Последствия развода для супругов и детей.

-  Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения.

- Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

- Школьные конфликты.

- Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

круглый стол/ конференция/ семинар-практикум  психологический тренинг

Классные руководители

Педагог-психолог, социальный педагог

9.

9-е классы

9.1.

Тема 1. Портрет современного подростка.

- Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты.

- Ключевые переживания возраста.

- Личностные особенности и особенности общения.

- Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

лекция/ конференция/ вебинар

педагог-психолог, классные руководители, медицинский работник

9.2.

Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия.

- Формы агрессивного поведения подростков.

- Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

- Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка.

- Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

беседа/ семинар-практикум / вебинар

Классные руководители

педагог-психолог, педагог социальный

9.3.

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

- Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей.

- Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье.

- Профилактика вредных привычек

февраль

лекция/ беседа/ семинар-практикум

педагог-психолог, классные руководители, педагог социальный

9.4.

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

- Профессиональные намерения и возможности учащихся.

- Влияние семьи на выбор профессии подростком.

- Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

- Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

конференция/ форум/ семинар-практикум / вебинар

педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

10.

10-е классы

10.1.

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

- Факторы риска для здоровья современной молодежи.

- Проблема здорового питания.

- Увлечение диетами.

- Гиподинамия – проблема современных молодых людей.

- Стресс и его влияние на здоровье.

- Вредные привычки.

- Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни.

- Режим дня

сентябрь

лекция/ беседа/ семинар-практикум вебинар

Классные руководители

педагог социальный, медицинский работник

10.2.

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

- Особенности юношеской любви.

- Культура поведения влюбленных.

- Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

ноябрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс

Классные руководители

педагог-психолог, медицинский работник

10.3.

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

- Репродуктивное здоровье юношей и девушек.

- Факторы риска для репродуктивного здоровья.

- Условия сохранения репродуктивного здоровья.

- Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

-  Рискованное поведение молодежи.

- Незапланированная беременность и аборт.

- Профилактика ЗППП.

- Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи.

- Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

февраль

беседа/ круглый стол/ вебинар

Классные руководители

Педагог-психолог, педагог социальный

10.4.

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

- Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника.

- Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг/ вебинар

классные руководители, педагог-психолог

11.

11-е классы

11.1.

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

- Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников.

- Факторы, влияющие на выбор профессии.

- Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника.

- Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

- Профессиональные династии.

- Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь

Семинар-практикум / форум/ вебинар

педагог-психолог, классные руководители

11.2.

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

- Зависимое поведение, его причины, факторы риска.

- Формирование зависимости.

- Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника.

- Интернет зависимость.

- Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

конференция/ беседа/ практикум

Классные руководители

педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних

11.3.

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

- Воспитание старшеклассника как будущего семьянина.

- Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни.

- Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

- Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

педагог социальный, классные руководители

11.4.

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

- Профилактика экзаменационного стресса.

- Факторы, усиливающие и снижающие тревогу.

- Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

- Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам.

- Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей

май

семинар-практикум / мастер-класс/ психологический тренинг

классные руководители, педагог-психолог, медицинский работник

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.