Специфические особенности интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития на второй ступени получения образования
Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР) по-прежнему является актуальным в современных условиях развития общеобразовательной школы. Учителя-предметники, работающие на второй ступени общеобразовательной школы, постепенно осваивают, понимают сущность образовательной интеграции.
Основные задачи учителя-предметника интегрированного класса – поддержка социального и личностного развития ребёнка, обучение «особого» ученика с учетом его потенциальных возможностей, создание в классе партнерских отношений, условий личностного взаимодействия в коллективе.
Срок обучения детей с ОПФР зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможностей освоения учебной программы и составляет для общего начального образования 4-5 лет, на уровне общего базового образования – 9-10 лет. Сроки обучения детей с ОПФР не совпадают со сроками обучения в общеобразовательной школе. Например, при переходе на вторую ступень получения образования класс соответствует нумерации «5 класс». Класс, в который перешли дети с нарушением психического развития (трудности в обучении) и дети с интеллектуальной недостаточностью, будет соответствовать нумерации «6 класс», так как эти категории детей обучались на первой ступени получения образования пять лет.
В связи с изменёнными сроками получения образования детьми с ОПФР, отличиями в программном и методическом содержании образовательных областей у учителей-предметников возникает ряд вопросов. Наиболее актуальным является вопрос о том, каким образом организовать учебный процесс по предмету в классе интегрированного обучения при переходе на вторую ступень получения образования. Для того чтобы учителю-предметнику четко представлять картину процесса образовательной интеграции, необходимо владеть следующей информацией:
во-первых, знать, какую образовательную программу осваивают дети с ОПФР;
во-вторых, знать, как организуется учебная деятельность детей с ОПФР в структуре интегрированного класса;
в-третьих, знать, как планируется работа учителем-предметником в условиях образовательной интеграции.
Дети с интеллектуальной недостаточностью обучаются в общей школе по программе вспомогательной школы. Программы и учебный план вспомогательной школы классов первого отделения имеют существенные отличия от программ общеобразовательной школы. Многие общеобразовательные предметные области (химия, физика, иностранный язык, информатика) отсутствуют в учебном плане вспомогательной школы. Следовательно, учитель-предметник обязан организовать процесс обучения в интегрированных классах в соответствии с общеобразовательной и вспомогательной программами по предмету на основании календарно-тематического планирования. Единых требований к календарно-тематическому планированию по предметным областям в образовательной интеграции не предусмотрено законодательно. Однако, «Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательных учреждениях» Министерства образования Республики Беларусь от 06.08.2009 нацеливают учителей-предметников на планирование с учетом двух образовательных программ. Учителя-предметники вправе использовать различные удобные способы моделирования планирования. Календарно-тематическое планирование по форме может выглядеть следующим образом:
учитель-предметник в примечании к календарно-тематическому планированию фиксирует темы программ вспомогательной школы;
учитель-предметник составляет приложение к календарно-тематическому планированию общеобразовательной школы;
учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с учетом двух образовательных программ.
Оцениваются дети с интеллектуальной недостаточностью в классах интегрированного обучения и воспитания по особой шкале оценивания вспомогательной школы. По окончании базовой школы учащиеся с ОПФР получают свидетельство особого образца.
Главная задача учителя-предметника, работающего в классах интегрированного обучения и воспитания, заключается не столько в том, чтобы вооружить детей определёнными знаниями, хотя этот аспект также имеет значение для отдельных категорий интегрируемых детей, а в том, чтобы найти механизмы включения ученика с ОПФР в образовательный процесс с учетом его возможностей и способностей, обеспечив активную социализацию, личностное развитие.
Факторы, влияющие на качество образовательной интеграции.
В первую очередь учитель интегрированного класса должен видеть в особом ученике личность, не допускать и не создавать ситуаций на уроке, в которых ребёнок с ОПФР был бы неуспешным.
Обеспечение учебного процесса зависит от ряда факторов:
подготовленности учителя к работе в новых социальных условиях образовательной интеграции;
умения учителя работать в двух образовательных системах – общей и специальной (знание образовательных стандартов, программ, методик);
знания учителем психофизических особенностей интегрируемых детей;
знания нормативно-правовой базы образовательной интеграции;
желание учителя сотрудничать с учителем-дефектологом, коллегами по работе, родителями особых учеников.
Обеспечение личностно ориентированного, социально значимого и качественного образования по предмету зависит от умения учителя решать в ходе урока в классе интегрированного обучения и воспитания следующие задачи:
соотносить (адаптировать) содержание учебного материала с потенциальными возможностями ребенка;
развивать по предмету те умения и навыки, которые особо значимы для социализации и самореализации ученика с ОПФР;
развивать самостоятельность и самосознание в процессе включения особого ученика в урочную деятельность;
обеспечивать специальные условия для совместной деятельности детей на правах партнерства и реализации принципа равных прав и возможностей.
Методическое сопровождение.
При интегрированном обучении возникает новая форма взаимодействия учителя и учеников, меняются методы обучения, особую значимость приобретают групповые формы работы на уроке, работа в парах. Учитель-предметник обязан в совершенстве владеть методикой обучения предмету в соответствии с категорией интегрируемого ребёнка.
В образовательной интеграции выделяются следующие методические приёмы:
снижение темпа (темп адаптируется к способностям ученика) изучения программного материала, подача материала небольшими порциями;
адаптация программного материала под потенциальные возможности «особого» ученика;
использование приёмов дополнительных объяснений;
использование метода аттракции (поддержка, одобрение, поощрение и т.д.) вместо порицания, акцентирования внимания на недостатках;
более частое использование индуктивного пути познания (от частного к общему), нежели дедуктивного (от общего к частному);
оказание помощи при ответах на вопросы и опросах по темам посредством использования кратких конспектов при проверке домашнего задания, дополнительных источников информации – толковых словарей, информационных карточек, сигнальных опор; предъявление правильных ответов в заданиях для самоконтроля;
предъявление индивидуальных заданий на специальных карточках, перфокартах;
использование компьютерных вариантов тестовых заданий;
соблюдение охранительного режима; переключение видов деятельности, физкультминутки. Расположение материала с учетом психофизических особенностей учащихся, их работоспособности, утомляемости.
Создание образовательной среды
На второй ступени получения образования учащиеся с ОПФР, обучающиеся в интегрированных классах, попадают в иные социальные условия, нежели на первой ступени, где для «особого» ученика были созданы специальные условия обучения в одном помещении, позволяющие комфортно чувствовать себя в образовательной среде. Для детей с интеллектуальной недостаточностью необходима адаптированная образовательная среда.
Обеспечение специально оборудованного места, которое не занимается сверстниками. На столе вмонтирована карандашница с полным набором простых и цветных карандашей, подставка для ручек и фломастеров, вмонтирован калькулятор, который позволит включать ученика в решение простых задач. Специально оборудованное место в кабинете служит для ребёнка гарантией принятия его в коллективе сверстников, позволяет осознать свою принадлежность и значимость в коллективе, даёт возможность чувствовать себя комфортно. В силу психофизических особенностей, свойственных ученику с интеллектуальной недостаточностью (забывчивость, расторможенность или заторможенность, неадекватные вспышки эмоций, нежелание работать в коллективе, капризность), рабочее место должно быть индивидуальным. Лучше всего посадить со слабым учеником. Это даёт возможность организовать работу в парах, включить его во взаимодействие при выполнении дифференцированных заданий.
Таким образом, для успешного преподавания учителю необходимо следующее:
подготовить себя психологически и методически к работе в новых социальных условиях интегрированного класса;
вступить в партнёрские отношения с учителем-дефектологом, социальным педагогам, педагогом-психологом с целью получения информации по организации интегрированного обучения детей с ОПФР;
создать образовательную среду в кабинетах под категорию интегрируемых детей, которая будет способствовать активному включению учеников с ОПФР в учебный процесс и повышения качества образования особых учеников и всех детей интегрированного класса;
освоить механизмы адаптации учебного материала под категорию интегрируемых детей с помощью учителя-дефектолога.
Очень важно, чтобы каждый учитель общеобразовательного учреждения определил для себя правильную тактику поведения в образовательной интеграции, соотнёс познавательные возможности детей с ОПФР с особенностями их познавательной деятельности и на основе этого определил подходы включения особого ученика в процесс обучения.
Программное содержание вспомогательной школы адаптируется под программу общеобразовательной школы. Темы программы вспомогательной школы подбираются таким образом, чтобы они были близки по содержанию к темам общеобразовательной школы; определяются коррекционные направления работы на уроках. В коррекционной работе на уроках в общем классе используются приёмы включения особых учеников в совместную коллективную практическую деятельность, приемы работы по повтору, практической работы по образцу и речевой инструкции педагога. Особое внимание в классах интегрированного обучения и воспитания обращается на речевую активность «особых» учеников, активизацию их словарного запаса.
Темы программного содержания вспомогательной школы, не вошедшие в календарно-тематическое планирование учителя-предметника, включаются в календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога.