Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Педагогам

Дата: 24 февраля 2023 в 15:05, Обновлено 23 октября в 08:55
Автор: Янович Н. М.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УЧАЩИМИСЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ

     Главная проблема таких детей – в том, что у них снижена способность управлять собой, своими действиями, своим вниманием, организовывать свое время и свою деятельность. Отсюда их проблемы с вниманием, с  поведением, с восприятием учебного материала. У подростков с СДВГ наблюдается усугубление поведения, характерного для подросткового периода.

  1. Стремятся к свободе и независимости.
  2. Непослушны, становятся причиной семейных конфликтов.
  3. Инфантильны.
  4. Импульсивны: говорят и делают не подумав, не хранят секреты, живут настоящим моментом, не умеют отложить удовольствие, не всегда говорят правду, расточительны.
  5. Не слушают, что им говорят.
  6. Забывчивы, не выполняют свои обязанности.
  7. Теряют важные вещи, неорганизованны, не ощущают время.
  8. Не умеют планировать заранее и соответствовать временному графику.
  9. Возникают проблемы домашней дисциплины: не учатся на своих ошибках; наказание не всегда эффективно.
  10. Легко разочаровываются, легко меняется настроение.
  11. Спорят, не берут на себя ответственность за свои поступки и т.д.

Педагогическая поддержка может заключатся в следующем:

1. Работу с гиперактивным  учащимся строить строго индивидуально, основное внимание уделяя отвлекаемости и слабой организации деятельности.

2. По возможности игнорировать вызывающее поведение и поощрять его хорошее поведение.

3. Задания, предлагаемые на уроке, следует писать на доске, и учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети.

4. Проверку знаний целесообразно выполнять в начале урока.

5. Целесообразно в начале урока записать на доске основные моменты или план урока, чтобы гиперактивный подросток был заранее готов к смене рода занятий, так как ему особенно тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой. Необходимо давать немногословные, четкие и конкретные инструкции к заданиям. Чтобы подросток ясно их усвоил, педагог может попросить именно гиперактивного подростка озвучить правило выполнения нового задания, а затем рассказать сверстникам, как и что надо делать. Рекомендуется снижать объем рукописных текстов, отказываться от практики переписывания неаккуратных работ, от выполнения заданий на черновиках.

6. Рекомендуется вводить знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждать, подчеркивать достоинства учащихся, повышать мотивацию учеников, самооценку, создавать ситуации успеха, в которых подросток имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут необходимо учитывать особенности гиперактивного подростка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут

7. Рекомендуется вводить проблемное обучение, использовать в процессе занятий элементы игры, соревнований, эстафет; давать больше творческих, развивающих заданий, и, наоборот, избегать монотонной деятельности.

8. Дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

9.Оптимальное место в классе для гиперактивного ученика — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.

10. В работе с гиперактивным  учащимся  можно использовать тактильный контакт: в тот момент, когда ученик начнет отвлекаться, положите ему руку на плечо; это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание ребенка;

11. Обеспечивайте для учащегося индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным, например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать, а лучше направляйте энергию гиперактивных учащихся в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

12. Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

13. Спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.

Создание положительной мотивации на успех:

— введите знаковую систему оценивания; один из вариантов поощрения – выдача жетонов, который можно обменять на оценку;

— придерживайтесь позитивной модели поведения, чаще хвалите ребенка – дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале; 

— игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

Коррекция негативных форм поведения:

— способствуйте предупреждению, снижению и отреагированию агрессии;

— помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

     При взаимодействии с гиперактивным ребенком нередко возникают конфликтные ситуации и стрессовые состояния как у самого ребенка, так и у учителя. Что можно сделать в таких ситуациях?

1. Отвлечь учащегося, например, поручить ему выполнение задания, связанное с физическим трудом или спортивным упражнением;

2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

3. Задать неожиданный вопрос.

4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).


РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УЧАЩИМИСЯ, НАРУШАЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНУ НА УРОКЕ

1. Контакт глазами.

Пристально посмотрите на ученика. Он знает, что он делает. И знает, что я знаю, что он делает. И он знает, что этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (без осуждения) - это все внимание, которое он «выручил» за свою проделку. Никаких слов - только взгляд.

2. Встаньте рядом.

Физическое приближение - это так же инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и станьте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети поймут, что делают что-то не так, при этом делать это рядом с учителем не так-то и удобно.

3. Используйте имя ученика.

Этот прием позволяет одновременно дать минимальное внимание «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме ...».

4. Секретный сигнал.

С некоторыми из учеников можно договориться о прекращении их шалостей на уроках. Стоит попробовать один-на-один поинтересоваться, что нужно сделать вам, учителю, чтобы ученик спокойно сидел во время объяснения вами материала другим детям. Может случиться, что вы договоритесь с учеником о «секретном сигнале», который вы будете иногда подавать учащемуся, когда нужно будет сосредоточиться на работе. Для него это будет означать, что вы «играете по его правилам».

5. Доводите до предела демонстративную выходку учащегося.

Учеников, которые не встают в начале урока, приветствуя учителя, можно заставить простоять весь урок; ученики, которые постоянно болтают, пускай весь урок пересказывают, объясняют или читают новый материал.

6. Включите-выключите свет.

Старый испытанный способ. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько мгновений. Верните все обратно, можно даже поблагодарить учащихся за внимание, которое они вам уделили и продолжите урок.

7. Манипулируйте голосом.

Этот прием основывается на рефлексах. Тихий голос заставляет учащихся непроизвольно прислушиваться и отвлекает их от нарушения дисциплины, обращая внимание на шепот говорящего. Можно и наоборот: резко, неожиданно для всех, но очень спокойно повысить голос и сразу же вернуться к обычной интонации. Помните, что больше всего ученики не любят учителей, «которые орут». Когда мы говорим с ними спокойно, они делают то же самое.

8. Поговорите со стеной!

Прием лучше срабатывает в 1-6 классах, когда ученики нарушают дисциплину, повернитесь к стене (или. портрету ученого, писателя} и. начните громко монопог. «Уважаемая стена, ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас: одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. А видишь ли ты ученика, пускающего самолетики? Как ты считаешь, что случилось с таким замечательным классом сегодня?» Обратив внимание учащихся на свою шутку, вы сможете спокойно продолжить урок.

9. Временно прекратите вести урок.

Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок» - вот все, что иногда можно будет сказать. Даже если кто-то из учеников и не заметит вашего молчания и бездействия, на это внимание ученика быстро обратит весь класс, весомо дав понять, что он один не слушал учителя.

10. Попросите об одолжении.

«Саша, собери, пожалуйста, сочинения», «Маша, помоги мне снять таблицу с доски» и т.д. Только не используйте этот прием часто, но как единовременная мера он работает хорошо.


КАК НЕ СГОРЕТЬ НА РАБОТЕ:

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

     Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

     Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Через эмоциональное выгорание на работе проходят многие, но это не значит, что эти люди становятся профессионально непригодными в дальнейшем. Правильнее будет воспринимать этот период как очередной этап Вашего развития, личностного роста.

К поведенческим и психологическим симптомам относятся:

- работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

- профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

- поздно появляется на работе и рано уходит;

- берет работу на дом;

- чувство неосознанного беспокойства;

- чувство скуки;

- снижение уровня энтузиазма;

- чувство обиды;

- чувство разочарования;

- неуверенность;

- чувство вины;

- чувство невостребованности;

- легко возникающее чувство гнева;

- раздражительность;

- подозрительность;

- неспособность принимать решения;

- дистанционирование от учащихся и стремление к дистанционированию от коллег;

- повышенное чувство ответственности за обучаемых;

- общая негативная установка на жизненные перспективы.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

Во-первых:

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  • высокая мобильность;
  • стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Профилактика профессионального выгорания

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
  • Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Не жалуйтесь на жизнь, потому что никто не знает, что будет завтра и может сегодня, был самый счастливый день в Вашей жизни.

8 профилактических правил для всех и каждого Г.Селье:

  1. Не откладывайте на долго важные дела, ибо стресс «незавершённого дела» будет истощать ваши ресурсы.
  2. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.
  3. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли сражаться.
  4. Постоянно сосредотачивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение.
  5. Радуйтесь любому своему достижению. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах.
  6. Вырабатывайте у себя положительное отношение к окружающему миру и принятию ситуации, какой бы она ни была.
  7. Формируйте философское отношение к жизни и социуму: «Я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а учусь реализовывать свои жизненные программы и потенциалы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить.
  8. Проявляйте заботу о своём настроении и положительном настрое, овладевайте навыком самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы.

ПРИЕМЫ АНТИСТРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ:

1. Отвлекайтесь:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

2. Снижайте значимость событий:

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь.

• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

• "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе",

•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";

•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

4. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

•рисуйте;

•танцуйте;

•пойте;

•лепите;

•шейте;

•конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

•мните, рвите бумагу;

•кидайте предметы в мишень на стене;

•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").

Как не сгореть на работе:

  • Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности;
  • Прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумайте, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка);
  • Ставьте четкие временные границы по достижению тех или иных целей;
  • Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).  

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

«БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

ОБЩЕНИЕ  —  неотъемлемый  элемент  педагогической  деятельности;  вне  его  невозможно  достижение  целей  обучения  и  воспитания».

     Педагогическое  общение  направлено  (если  оно  полноценное  и  оптимальное)  на  создание  благоприятного  социально-психологического  климата,  на  психологическую  оптимизацию  учебной  деятельности  и  отношений  между  педагогом  и  обучающимися  внутри  коллектива.  Эффективное  педагогическое  общение  зависит от  ситуации  общения, а также от  психологических  факторов:  индивидуальности  участников  коммуникативного  процесса,  стиля  общения,  особенностей  характера,  темперамента,  возраста,  типа  установки,  способностей  и  интересов. 

     Нередко на этапе взаимодействия педагога с детьми возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии. Психолог В.А. Кан-Калик, специально изучавший педагогическое общение, среди других называет такие барьеры:

-«барьер» боязни класса, характерный для начинающих учителей: они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми пугает их, сковывает творческую природу;

-«барьер» отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать «автономно»;

-«барьер» сужения функций общения: педагог учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимооотношенческие функции общения;

-«барьер» негативной установки на класс, которая может сформироваться, порой, априорно на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач;

-«барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;

-«барьер» несовпадения установок - учитель приходит с замыслом интересного урока, а класс равнодушен, в результате неопытный учитель раздражен;

-«барьер» боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени);

-«барьер» подражания: молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.

   Психологические барьеры в общении с детьми возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться педагогом. Если «барьер» укрепляется, то и сам наставник начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, нервозность. В педагогическом общении очень важным моментом является преодоление барьеров. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с воспитанниками, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса. В общении всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребёнка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задаёт вопросы, сопереживает ему, подтверждая своё внимание репликами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ДОСТИЖЕНИЯ РАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ:

1. Приём «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным ребенком не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Причём это необходимо делать не от случая к случаю, а, постоянно располагая к себе учащегося «заранее», а не тогда, когда необходимо уговорить его выполнить, то или иное задание.

2. Приём «зеркало отношений». Лицо - это «зеркало отношений», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своём лице улыбку.

3. Приём «золотые слова» - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.

4. Приём «терпеливый слушатель» - при общении с учащимся педагог всегда должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.

5. Приём «личная жизнь». При общении с учеником интересуйтесь их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.

В процессе педагогического общения весьма важно устанавливать личностный контакт.  Нужно продемонстрировать собственную расположенность к ребенку. Она проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринуждённо или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т.д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т.д.).

 «Язык» эмоций считается самым первым способом коммуникации в окружающем мире.

Немаловажное значение в невербальном общении с учениками имеют жесты, поза взрослого. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10—15% информации.

 Жесты открытости: «открытые руки» (протянутые вперед ладонями вверх) и жесты расположения: руки, прикладываемые к груди (открытость, приближение) скажут ребенку о расположении взрослого.

«Открытые» позы воспринимаются как позы доверия, согласия,  доброжелательности, психологического  комфорта.  Всё это детьми воспринимается  бессознательно.

“Открытая” поза определяется:

- поворотом корпуса и головы к собеседнику;

- раскрытостью ладоней;

- не скрещенным положением ног;

- расслабленностью мышц;

- прямым взглядом в лицо.

 Установлено, что «закрытые» позы учителя воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.

Следует также избегать жестов, демонстрирующих

  • пренебрежение (взрослый указывает на ребенка большим пальцем собранной в кулак руки). 
  • превосходства (руки, заведенные за голову, рука взрослого на голове ребенка, разговор с высоты своего роста). 
  • отдаленности и отстранения (разговор с большого расстояния или из-за стола, что является барьером, препятствием в возникновении коммуникации).

Процесс преодоления психологических барьеров строго индивидуален, но в нем существуют общие моменты:

-попытайтесь зафиксировать, нет ли у вас перечисленных выше барьеров в общении с учащимися. Затем проанализируйте те стороны вашего общения со школьниками, которые по вашему мнению больше всего импонируют им, а также те, которые вызывают неудовлетворенность;

-в процессе общения старайтесь уходить от стереотипов, явно мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность);

-попытайтесь ответить на такой вопрос: «Каким видят меня школьники?» Стремитесь, чтобы этот анализ был наиболее адекватен реальному положению дел;

-старайтесь не выяснять отношения с детьми, а тщательно анализировать, как они развиваются; устраняйте нежелательные элементы, ведущие к образованию барьеров.

В ходе коммуникативной деятельности педагога важными являются следующие  профессиональные  умения  педагога: 

  • умение  объяснять  поставленную  задачу, 
  • умение  заинтересовать,  умение  замечать  даже  незначительные  успехи  учащихся, 
  • умение  устанавливать  отношения  сотрудничества  с  обучающимися,  вести  с  ними  диалог, 
  • умение  выслушать  и  поддержать  в  трудную  минуту. 

Профессионально  важные  качества,  необходимые  для  эффективного  педагогического  общения: 

  • способность  к  эмпатии  и  пониманию  людей; 
  • умение  ощущать  и  поддерживать  обратную  связь  в  общении, 
  • умение  управлять  собой,  управлять  своими  психическими  состояниями;
  • умение  прогнозировать  возможные  педагогические  ситуации,  последствия  своих  воздействий; 
  • хорошие  вербальные  способности:  культура,  развитость  речи,  богатый  лексический  запас, 
  • умение  применять  все  разнообразие  средств  воздействия  (убеждение,  внушение,  заражение,  применение  различных  приемов  воздействия).

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем. Основной способ предупреждения психологического барьера - развитие самоконтроля собственного стиля взаимоотношений с учащимися.


УЧЁТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

       Проблемность процесса обучения возникает не только из-за большого количества информации, которую ученикам необходимо осмыслить и запомнить, но и из-за необходимости учитывать психологические особенности учащихся на всех этапах обучения.
     Психологические особенности учащихся принято рассматривать с трех позиций: характер, темперамент, особенности «нервной системы». Однако темперамент, свойства нервной системы – это далеко не полные характеристики, которые необходимо учитывать при организации процесса обучения. При обучении необходимо учитывать также тип восприятия, мышления, стрессоустойчивость, стиль обучения ученика (индивидуально-своеобразный способ усвоения информации в учебной деятельности). Внимательное отношение к стилям обучения – не самый простой способ помощи учащимся, но на сегодняшний день самый эффективный. Ни один метод не подходит для всех учащихся. Редко в учебных планах учитель учитывает более одного стиля обучения. Поэтому именно на учителя ложиться ответственность за изменения и дополнения планов с тем, чтобы гарантировать успех в учении всем учащимся.
    Учет интересов, склонностей и способностей учащихся, подчинение содержания обучения потребностям школьников – это тезис, лежащий в основе дифференциации в обучении школьников. Трудность состоит в адаптации методики преподавания к многообразию индивидуальных особенностей учащихся.
       Качественные характеристики и мера выраженности познавательных способностей учеников, которые необходимо учитывать в образовательном процессе:
1. Экстраверсия – интроверсия
      Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению, сдержанны, сближаются с немногими, поэтому имеют мало друзей. Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, общительны, имеют много друзей, склонны к вербальному общению, не любят уединенное чтение или учебу в одиночестве. Они коммуникабельны, разговорчивы, честолюбивы, напористы и активны. 
       Учитель, который уделяет много внимания активности учеников на уроке, невольно нарушает условие равенства. Экстраверты в этом случае получают преимущество. При ответе на вопрос интроверты никогда не будут проявлять активность, даже если уверены в ответе. Здесь очень важно понять, что интровертам необходимо все делать в своем собственном ритме, не торопясь. Экстраверты, напротив, излишне многословны, не любят монотонных заданий, требующих долгого выполнения, поэтому их часто обвиняют в недисциплинированности и непослушании. 
Создание баланса учебной деятельности на уроке с учетом экстраверсии-интроверсии:
Экстраверт: Беседа, чтение учебного материала, развернутый ответ по теме, подготовка доклада, устный опрос, интервью, работа в группе, работа в паре сменного состава.
Интроверт: Лекция, сообщение учителя, самостоятельный анализ материала, конспектирование, тезирование, письменные ответы на вопросы, работа в одиночку, работа в библиотеке.
2. Рефлексивность – импульсивность.
      Импульсивный ученик учится методом проб и ошибок, отличается быстрой реакцией. Рефлексивный – требует времени на усвоение и обработку информации. Если учитель импульсивен, он ожидает немедленных ответов, и некоторые ученики готовы их дать. А рефлексивному ученику нужно время, чтобы подумать и проанализировать информацию, связать ее с той, которую он уже имеет. Ему нужно иметь возможность понаблюдать за другими учащимися, оперирующими этой информацией. Рефлексивные учащиеся показывают лучший результат, когда вначале могут изучить вопрос, дать на него ответ, а потом проверить знания с помощью теста.
Стиль обучения ученика можно достоверно определить, предложив ему два теста на одну тему, но с фиксированным и неограниченным сроком выполнения. Рефлексивный ученик гораздо лучше выполнит тесть второго типа, даже если задания тестов будут практически идентичны.
Создание баланса учебной деятельности на уроке с учетом рефлексивности – импульсивности:
Импульсивный: мозговой штурм, деятельность, требующая быстрой реакции, ролевые игры, проверки на уроке, соревнование, работа с фиксированным сроком выполнения.
Рефлексивный: работа в малых группах, деятельность, требующая отсроченной реакции, чтение журналов, проверки после урока, обучение других,письменные работы с неограниченным сроком выполнения
3. Доминирование полушарий головного мозга.
     Каждый человек обладает функциональной ассиметрией полушарий мозга. Ученики с доминированием правого полушария предпочитают образность, обобщение, синтез, музыку и искусства, а с доминирующим левым полушарием предпочитают детали, анализ, словесность и науки. Для дифференцированного подхода к учебной деятельности необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, деятельности, речи, эмоций, памяти и внимания правополушарных и левополушарных учащихся. Левое полушарие мозга раскладывает информацию по полочкам, одно за другим, впитывает ее в логически упорядоченной последовательности, по порциям. Этому полушарию трудно уловить целостную картину. Правое полушарие мозга накапливает информацию одномоментным, целостным образом. Ему приходится трудно, когда оно получает информацию по кусочкам – если только ему не позволяют «увидеть» общую картину. Оба полушария одинаково важны. Необходимо развивать их. Школьные методики развивают, как правило, левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей ребенка. Однако именно правое полушарие ответственно за творческое мышление ребенка. Нужно учитывать, что правое полушарие успешно справляется с невербальными пространственными задачами. Поэтому важно не заставлять детей использовать языковые средства как способ мышления, необходимо больше внимания уделять творческому мышлению и применению знаний к реальным ситуациям.
      Учитывая целостность восприятия правополушарных детей, необходимо разработку новой темы начинать с демонстрации схемы, включающей все элементы последующей информации. Левополушарные дети при аналитическом типе восприятия материала все усваивают легче поэлементно с последующим синтезом.
Для создания ситуации успеха на уроке желательно выполнить следующие условия:
• Определить стиль учебной деятельности каждого ученика в классе и дифференцировать учащихся на малые группы;
• Выяснить психофизиологическое место в классе каждого ученика;
• Определить, какие стили учебной деятельности входят в усредненный стиль класса;
• Выяснить, кто не соответствует усредненному стилю большинства;
• Определить стиль преподавания и отметить случаи его несоответствия со стилями учебной деятельности учащихся;
• Добиться соответствия учебных материалов стилю учащихся;
• Определить группы риска учащихся. 
• Активизировать их включение в учебный процесс, творчески использую возможности работы в малых группах, индивидуальные домашние задания, консультирование и т.д.
Золотое правило: новый материал дается тогда, когда созданы все условия для его усвоения и когда у ученика сформулирован способ для решения новой учебной задачи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.